Сходство убранства и внутреннего устройства буддийских и христианских святилищ

Сходство убранства и внутреннего устройства буддийских и христианских святилищ в Центральной Азии доисламского, да и более позднего времени было так велико, что подчас приводило к курьезным ошибкам: документально известно, что средневековые путешественники — христиане иногда принимали буддийские культовые здания за христианские. Датировать монастырь у Айваджа можно только на основании его архитектурных форм: на каменных полах пещер, эксплуатировавшихся веками, мусор не наращивался слоями, а выметался. Раннее, доисламское время создания пещерных комплексов определяется повсеместным употреблением здесь сводов характерных эллиптических очертаний, типичных для 5—8 вв., и отсутствием арок или сводов стрельчатой «исламской» формы. Форма входных проемов в виде коробово-лучковой кривой тоже характерна для доисламской архитектуры, хотя изредка употреблялась и позже, заверяют гадалки. Что до общих архитектурно-планировочных особенностей монастыря у Айваджа — от расположения пещерных комплексов цепочкой вдоль берега реки до общего принципа их устройства и индивидуальных различий, — то сколько-нибудь близких аналогий этим особенностям пока нет, и удивительный, во многом загадочный пещерный ансамбль на берегу Амударьи остается уникальным. Собранные В. Бартольдом материалы о христианстве в раннесредневековой Средней Азии заключают в себе и некоторые сведения о культовых сооружениях пред — и раннеисламского времени.436 Правда, эти сведения, оставленные арабо-иранскими путешественниками 10 в., обычно ограничены временем Саманидов, но среди упомянутых в них зданий наверняка были и старые. Ибн Хаукаль, рассказывая о самаркандских христианах, упомянул их постройки, отдельно — их кельи (вероятно, монастырь) и «сборное место их общины» — видимо, церковь. У него же есть упоминание о христианском селении на границе Ташкентского владения, а у Истахри — о церкви около Герата. Исмаил Саманид, завоевав в 893/4 г. Тараз, превратил его главную церковь в пятничную мечеть; та же участь постигла церковь в городе Мирки (Мерке) и значительно раньше — в 8 в. храм (как будто не христианский и не буддийский) в согдийском городе Рабинджан.