Древнейшая церковь Средней Азии

Одна из древнейших церквей Средней Азии, датируемая 5—7 вв., именуется Хароба-кошук и расположена в 15 км севернее Мерва, у поселения и замка Дуе-чакын того же времени. Она была исследована Г. Пугаченковой позже появилась статья А. Высоцкого, в которой была подвергнута сомнению правильность ранее опубликованного плана Хароба-кошук и предлагался, на основании раскопок и теоретических выкладок, его новый варант. Эта статья на общем фоне историко-археологических публикаций выглядит необычно. Читатель, с трудом осиливший громоздкие периоды-перечисления, остается в неведении относительно бесцельной эрудиции автора, — масса именований, мест, ссылок и нечетко сформулированных признаков свалены в общую груду неизвестно зачем: обещанные в заглавии новые интерпретация и датировка не отличаются от прежних, а реконструкция к лавине перечислений построек, мест и авторов не имеет никакого касательства. Сама же реконструкция представляет план странной постройки, которая нигде и ни при каких обстоятельствах не могла быть христианской церковью, так как противоречит ее самым основным всеобщим функциям: внутреннее пространство, всегда в церкви господствующее, сведено здесь к среднему проходу трехметровой ширины (по масштабу, впрочем тоже неправильному, как неверна и ориентация на СВ). Пространства по сторонам прохода разделены на отсеки с хаотично меняющейся шириной, — у самых узких она, по тому же масштабу, чуть больше 1 метра, у самых широких около 2,5 м. В задних стенах этих похожих на стойла камер имеются входы, тоже различной ширины, отчего план изображенного здания напоминает купированный вагон старинного образца, — правда, без регулярности членений. Неправдоподобно изображена и алтарная часть — крестообразная, с квадратным купольным ядром (хотя в тексте утверждается, с нарушением правил русского языка, что этот центр прямоугольник, «и никак не квадрат»): ниши за боковыми частями креста сбиты с поперечной оси, чего строители этого, да и более позднего времени никогда не делали.